В просторном доме размещена музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И.Глинки. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи, принадлежавшие М.И.Глинке.
Самые лучшие дни в Новоспасском – весной, когда ярко-зеленый покров обновляет старинный парк, резные листья могучих великанов-дубов выделяются на синеве небе, зацветает сирень, и соловьи завораживают своим пением. В один из таких дней – 20 мая 1804 года в семье Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны родился сын – будущий великий композитор Михаил Иванович Глинка.
«По рассказу матери, – вспоминала потом сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова, – после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья, с его восхитительными трелями».
Здесь, в Новоспасском, прошло детство Глинки, здесь получил он первые музыкальные впечатления, познал красоту русской народной песни, здесь работал над своими бессмертными произведениями. Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору?
Дом, в котором родился М.И.Глинка, не сохранился. После войны 1812 года его отец на месте старого дедовского дома построил новый двухэтажный дом с портиком и колоннами. По описанию Л.И.Шестаковой, потолки парадных комнат были расписаны, стены обиты бархатными обоями. Мебель – только из особого дерева. Всюду огромные зеркала, паркеты, люстры, лампы, два фортепиано – для музицирования. И вокруг дома было замечательно.
«Цветочный сад, который тянулся на шесть верст, был весь усеян цветами; фонтаны, каскады; островки…; галереи, беседки… Неожиданности попадались на каждом шагу: то какая-нибудь арабеска с невиданными цветами, то мостик, которого не ожидаешь…
Сад и цветы приводили в восторг всех посещающих его». Жили в Новоспасском «по старинному обычаю», в полном довольстве: «ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки; также были портные, башмачники, маляры, слесари, столяры». Большой господский дом был центром усадьбы. Он был окружен флигелями, теплицами, оранжереями, каретными сараями. В оранжереях выращивались диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, персики и даже ананасы.
Юный Глинка воспитывался по методе того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая его читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Глинка рано заинтересовался географией, начав путешествовать по книгам и картам, и они определили его дальнейший интерес к странствиям.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она с особой охотой пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумев привить ему любовь к родному фольклору. Глинка всегда тепло вспоминал ее, и, несомненно, многое из услышанного в детстве от няни глубоко запало ему в душу.
Новоспасское и окрестные деревни славились песенным искусством. «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, – спустя годы вспоминал Глинка в своих «Записках», – были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Другим ярким музыкальным впечатлением раннего детства был перезвон колоколов родовой церкви Глинок.
Маленький Глинка не только с упоением слушал колокольный звон, но и пытался воспроизводить его дома с помощью медных тазов. Очень возможно, что эта страсть, зародившаяся в детстве, помогла впоследствии найти блестящее применение колокольного звона в финале оперы «Иван Сусанин».
Страсть к музыке прорвалась у него неудержимо лет в 10-11 после одного из концертов оркестра дяди Афанасия Андреевича. Квартет с кларнетом Б.Крузеля погрузил мальчика в «неизъяснимое, томительно-сладкое состояние», произведя «непостижимое, новое и восхитительное впечатление». Волнение так охватило юного Глинку, что он потом несколько дней был невнимателен ко всему прочему, рассеян и на недоуменный вопрос учителя рисования ответил фразой, которая вошла в историю как крылатая.
«Что же делать? – сказал он. – Музыка – душа моя».
С этого времени страсть к музыке уже не покидала Глинку никогда. За свою короткую жизнь (Михаил Иванович прожил неполных 53 года) он приезжал в Новоспасское более двадцати раз: иногда на полгода, иногда на несколько дней.
«Новоспасское – рай земной» – любил повторять композитор. Постоянно неустроенный в домашнем быту, так и не знавший счастья в семье, Глинка не привык к оседлой жизни. Часто будущие шедевры он обдумывал в пути – в дальней дороге, либо на обычной городской прогулке. Может, поэтому он так дорожил Новоспасским.
Глинка посетил много стран, где провел двенадцать лет. Это Италия, Германия, Австрия, Польша, Швейцария, Франция, Испания. Но где бы он ни был, скучал по родине, писал домой нежные письма родным, «милой, бесценной маменьке», сестрам. Родное гнездо обогащало его физически и духовно.
«В начале сентября, – читаем в его «Записках», – я возвратился в Новоспасское и, отдохнув, с новым рвением принялся за музыку».
Это был 1823 год, когда Глинка вернулся из Пятигорска, где лечился минеральными водами. Первая половина дня (а вставали в деревне довольно рано) отводилась музыкальным занятиям, – Глинка сочинял музыку или играл на рояле.
«Хандрил иногда немного, – отмечала сестра Л.И.Шестакова, – но оркестр дяди Афанасия Андреевича и вообще музыка его воскрешали». После этого он чувствовал себя обновленным, был весел, затевал шумные игры с домашними.
Ему нравилась веселая атмосфера Новоспасского. «Ежедневно утром садился я за стол в большой и веселой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была наша любимая комната; сестры, матушка, жена, одним словом вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши дверь в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух», – писал композитор в «Записках». Он любил свой тенистый парк, красавицу Десну, широкие равнинные просторы, первую песнь жаворонка, первый подснежник. Милое и родное Новоспасское, все дружное семейство композитор хранил в своем сердце на протяжении жизни. Приезда Глинки в Новоспасское всегда ждали с нетерпением.
Слуга композитора Алексей Нетоев вспоминал: «В Новоспасском он почти всегда был в отличном расположении духа, да и вся семья, вся усадьба праздновала его приезды и оживлялась. Все знали, что Михаилу Ивановичу ни в чем не будет отказа от матери и что он любит деревенские пляски, песни, хороводы, игры… Угощения не щадились, пития и яства разносились в изобилии, и подгулявшая слегка дворовая молодежь, а с нею и старшие, почтенные слуги веселились от души, пели, плясали, водили хороводы и другие игры, и Михаил Иванович был вполне доволен их весельем и всегда сам принимал в нем участие».
В Новоспасском он не мог жить без песен. Об этом знали, всегда приглашали в дом крестьян, отличавшихся способностью к пению, красотою голоса. Завороженно слушал их композитор. В Новоспасском Глинка написал многие сцены «Ивана Сусанина». Здесь складывались в воображении композитора фрагменты оперы «Руслан и Людмила» – на партитуре арии Руслана имеется авторская пометка: «1 сентября 1840 г. Новоспасское».
В деревне он услышал свадебную величальную песню «Из-за гор, гор высоких», мелодией которой начинается знаменитая «Камаринская». В Новоспасском было создано много романсов и фортепианных пьес. В парке, недалеко от дома, сохранился древний дуб-великан с развесистой кроной. Говорят, Глинка любил слушать шум ветра в его могучей листве. Он пробуждал в нем музыку. Перекат на излучине Десны тоже был любимым местом. Там можно было бесконечно долго перекладывать каменные голыши; вода, обтекая их, вызванивала тонкие мелодии. На большой цветочной поляне он слушал песни и смотрел пляски крестьян. Михаил Иванович любил певчих птиц, держал их с детства и до последних лет жизни («птичьи заведения» были у него не только в Новоспасском, но и в Петербурге, Париже, Севилье, Варшаве). Он подолгу с удовольствием слушал их пение, потом садился за рояль и играл. Иногда, взяв в руки скрипку, «раззадоривал» птиц.
Дом и сейчас просыпается от птичьего щебета. Здесь живут канарейки, певчие дрозды, жаворонки. Уникален и неповторим старый пейзажный парк усадьбы, – радуют глаз многочисленные цветники, изумляют каскады прудов, беседки, липовые аллеи. Сохранилось несколько дубов, посаженных лесником под личным наблюдением и по указаниям Глинки. Уцелел колодец, названный в народе «святым» за чистоту и прозрачность его ключевой воды. А церковь семьи Глинок и ныне славится перезвоном своих шести колоколов.
В просторном доме размещена музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И.Глинки. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи, принадлежавшие М.И.Глинке. В зале, столовой, бильярдной, кабинете композитора – везде ощущается его незримое присутствие, все проникнуто духом того времени.
Приезжайте в Новоспасское, которое многие посетители и сейчас называют «раем земным», вдохните в себя глоток «бальзамического» воздуха, отведайте хрустальной воды из чистого глинкинского колодца. Для кого-то посещение музея – возможность вновь окунуться в очарование музыки Глинки, для кого-то его жизнь и творчество – настоящее открытие. Но никого не оставляет равнодушным этот поистине священный уголок смоленской земли.
Музей открыт ежедневно с 10.00 до 17.00
касса закрывается на 30 минут раньше
выходной день – понедельник
санитарный день - последняя среда месяца
Адрес: Смоленская область, деревня Новоспасское Ельнинского района